• Сб: 11:00-13:00

Гнев Иисуса

Image

Евангелие от Иоанна 2:13-17

¹³ Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим ¹⁴ и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

¹⁵ И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. ¹⁶ И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли.

¹⁷ При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня».

Тема: Гнев Иисуса

Основная мысль: Гнев Иисуса, направленный против тех, кто затруднял ищущим Бога вступить в контакт с Ним или вовсе делал это невозможным

Текст для изучения: Иоан. 2:13-17

Комментарии:

Что побудило Иисуса поступить так во дворе Храма?

Пасха была важнейшим иудейским праздником. В законе было сказано, что каждый взрослый иудей, живший не далее двадцати пяти километров от Иерусалима, был обязан принять в нем участие. Но на Пасху в Иерусалим приходили не только иудеи из Палестины.

К тому времени иудеи уже были разбросаны по всему миру, но никогда не забывали ни веры предков, ни земли предков и мечтой каждого иудея – где бы он ни жил – было провести хоть одну Пасху в Иерусалиме. Иногда на Пасху собиралось до двух с лишним миллионов иудеев.

Обменный пункт

Каждый иудей старше девятнадцати лет должен был платить храмовый налог (1/2 сикля. Это 2-х дневная з/плата); его должны были платить все, для того, чтобы в Храме каждый день могли приноситься жертвы и отправляться храмовые церемонии.

Деньги брались: за размен монет (1/12 сикляс каждого полсикля), за сдачу (1/12 сикля с каждого полсикля) (если монету нужно было разменять на меньший номинал)

Брать комиссию это нормально, к тому же это было прописано в Талмуде. Если бы они работали честно, то это было бы нужное и хорошее дело, но они брали баснословные суммы.

Торговцы животными

Помимо меновщиков денег там были еще торговцы быками, овцами и голубями.

Очень часто посещение Храма было связано с жертвоприношениями. Многие паломники хотели принести благодарственную жертву за благополучное путешествие в святой город. Кроме того, многие действия людей и события в их жизни были связаны с определенными жертвоприношениями. И потому может показаться естественным и удобным, что животных для жертвоприношений можно было купить во дворе Храма.

Это, может быть, было бы и неплохо, но закон требовал, чтобы приносимое в жертву животное было без изъянов и пороков, и храмовые власти назначали инспекторов для проверки подлежащих принесению в жертву животных. За проверку полагалось платить сбор в размере 1/12 сикля. Если животное для жертвоприношения было куплено за пределами Храма, его, скорее всего, забраковывали при осмотре. А пара голубей, которая за пределами Храма стоила один сикль, в Храме стоила в двадцать раз больше.

Это был неприкрытый грабеж бедных и скромных паломников, которых, фактически, шантажом принуждали покупать животных для жертвоприношения в храмовых лавках, если они хотели принести жертву. Это была вопиющая несправедливость, усугубленная тем, что совершалась во имя истинной религии.

Вот это и вызвало жгучий гнев Иисуса. Иисус разгневался за то, что паломников, которые и так с трудом могли собрать нужную сумму, меновщики обирали чрезмерными комиссионными. Его возмутила бессовестная и вопиющая социальная несправедливость, которая процветала во имя религии.

Он сделал бич из веревок и разогнал меновщиков и продающих. Иероним из Далмации полагает, что один вид Иисуса, наверное, сделал бич излишним. "Какой-то пламенный и звездный свет шел из Его глаз и Божественное величие сияло на Его лице". Именно потому, что Иисус любил Бога, Он любил также Его детей, и Он не мог пассивно стоять и смотреть, когда с верующими в Иерусалиме поступали таким образом.

Но если присмотреться, то мы можем обнаружить более глубокие причины, толкнувшие Иисуса на этот решительный шаг.

Вопросы для размышления:

Было, по крайней мере, три причины, почему Иисус поступил так и почему в сердце Его был гнев.

Попробуйте вспомнить эти причины?

1. Он поступил так потому, что осквернялся дом Божий.

В Храме богослужение совершалось без всякого благоговения.

Почему богослужение без благоговения вызвало гнев Христа?

Богослужение без благоговения – это ужасная вещь; это формальное служение, проводимое как-нибудь. Это может быть богослужение, в котором нет никакого представления о святости Божией. Часто люди используют дар Божий для таких целей и таким образом, что совершенно забывают подлинное предназначение дома Божия.

Во дворах Божьего дома в Иерусалиме люди спорили о ценах, о монетах, оказавшихся истертыми и тонкими, стоял гул рыночной площади. Может быть, таких форм непочтительности и нет нынче в церквах, но есть иные формы непочтительного богослужения.

Сегодня распространено такое понятие, как духовный фаст-фуд - когда люди без отношения, без понимания, без глубины и как можно скорее хотят получить богатства Бога.

Как нам не допустить этого состояния в своей жизни?

2. Иисус действовал так, чтобы показать, что вся система жертвоприношения животных совершенно бессмысленна.

Пророки уже в течение многих веков говорили об этом.

"К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжением овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев и козлов не хочу. Не носите больше даров тщетных" (Ис. 1,11-13).

"С овцами своими и волами своими пойдут искать Господа, и не найдут Его" (Ос. 5,6).

"Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь" (Пс. 50,18).

Иисус поступил так, чтобы показать, что жертвоприношение животных не может исправить отношений человека с Богом.

Какая жертва приятна Богу?

Мы еще и сегодня не совсем освободились от этой тенденции. Мы, правда, не приносим в жертву Богу животных, но мы ставим наравне со служением Ему установку в церкви цветных окон-витражей или более звучного органа, щедрое украшение стен и приобретение новой мебели.

Нет, это все не нужно осуждать, вовсе нет, – часто это, слава Богу, милые пожертвования любящих сердец. Они благословенны, если они проявление истинной любви, но если все это подменяет подлинное богослужение и молитву – это больно ранит сердце Божие.

3. И есть еще одна причина такого поступка Иисуса.

В Евангелии от Марка есть маленькая заметка, которая отсутствует в остальных Евангелиях:

"дом Мой домом молитвы наречется для всех народов" (Мар. 11,17).

Храм состоял из ряда дворов, ведущих к Святому: сперва двор язычников, потом двор женщин, затем двор израильтян и наконец двор священников.

i

Вся купля-продажа происходила во дворе язычников, куда только и мог войти язычник, ибо дальше ему доступ был закрыт.

И вот, если Бог тронул сердце какого-нибудь язычника, он мог войти во двор язычников помолиться, подумать и приблизиться к Богу. Двор язычников был единственным местом, где он мог находиться.

Но меновщики и торговцы создавали во дворе язычников гам и шум, в котором человек не мог молиться. Мычание волов, блеяние овец, воркование голубей, крики торгующих; звон монет – все это делало двор язычников местом, где ни один человек не мог молиться.

Постановка дел, таким образом, исключала язычников из присутствия Бога. Вполне возможно, что именно это побудило действовать так Иисуса.

Только в Евангелии от Марка сохранилась эта маленькая фраза, которая значит так много. Иисуса до глубины души задело, что люди, искавши Бога, были исключены из Его присутствия.

А сейчас посидите в тишине и подумайте, какие у вас есть преграды, которые мешают вам общаться с Богом?

Может это старые обиды, страхи, недоверия, злость, разочарование, запреты, печали?

Обетование по теме:

Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон. (Ин.6:37)

Гнев Иисуса

Image

Евангелие от Иоанна 2:13-17

¹³ Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим ¹⁴ и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

¹⁵ И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. ¹⁶ И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли.

¹⁷ При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня».

Тема: Гнев Иисуса

Основная мысль: Гнев Иисуса, направленный против тех, кто затруднял ищущим Бога вступить в контакт с Ним или вовсе делал это невозможным

Текст для изучения: Иоан. 2:13-17

Комментарии:

Что побудило Иисуса поступить так во дворе Храма?

Пасха была важнейшим иудейским праздником. В законе было сказано, что каждый взрослый иудей, живший не далее двадцати пяти километров от Иерусалима, был обязан принять в нем участие. Но на Пасху в Иерусалим приходили не только иудеи из Палестины.

К тому времени иудеи уже были разбросаны по всему миру, но никогда не забывали ни веры предков, ни земли предков и мечтой каждого иудея – где бы он ни жил – было провести хоть одну Пасху в Иерусалиме. Иногда на Пасху собиралось до двух с лишним миллионов иудеев.

Обменный пункт

Каждый иудей старше девятнадцати лет должен был платить храмовый налог (1/2 сикля. Это 2-х дневная з/плата); его должны были платить все, для того, чтобы в Храме каждый день могли приноситься жертвы и отправляться храмовые церемонии.

Деньги брались: за размен монет (1/12 сикляс каждого полсикля), за сдачу (1/12 сикля с каждого полсикля) (если монету нужно было разменять на меньший номинал)

Брать комиссию это нормально, к тому же это было прописано в Талмуде. Если бы они работали честно, то это было бы нужное и хорошее дело, но они брали баснословные суммы.

Торговцы животными

Помимо меновщиков денег там были еще торговцы быками, овцами и голубями.

Очень часто посещение Храма было связано с жертвоприношениями. Многие паломники хотели принести благодарственную жертву за благополучное путешествие в святой город. Кроме того, многие действия людей и события в их жизни были связаны с определенными жертвоприношениями. И потому может показаться естественным и удобным, что животных для жертвоприношений можно было купить во дворе Храма.

Это, может быть, было бы и неплохо, но закон требовал, чтобы приносимое в жертву животное было без изъянов и пороков, и храмовые власти назначали инспекторов для проверки подлежащих принесению в жертву животных. За проверку полагалось платить сбор в размере 1/12 сикля. Если животное для жертвоприношения было куплено за пределами Храма, его, скорее всего, забраковывали при осмотре. А пара голубей, которая за пределами Храма стоила один сикль, в Храме стоила в двадцать раз больше.

Это был неприкрытый грабеж бедных и скромных паломников, которых, фактически, шантажом принуждали покупать животных для жертвоприношения в храмовых лавках, если они хотели принести жертву. Это была вопиющая несправедливость, усугубленная тем, что совершалась во имя истинной религии.

Вот это и вызвало жгучий гнев Иисуса. Иисус разгневался за то, что паломников, которые и так с трудом могли собрать нужную сумму, меновщики обирали чрезмерными комиссионными. Его возмутила бессовестная и вопиющая социальная несправедливость, которая процветала во имя религии.

Он сделал бич из веревок и разогнал меновщиков и продающих. Иероним из Далмации полагает, что один вид Иисуса, наверное, сделал бич излишним. "Какой-то пламенный и звездный свет шел из Его глаз и Божественное величие сияло на Его лице". Именно потому, что Иисус любил Бога, Он любил также Его детей, и Он не мог пассивно стоять и смотреть, когда с верующими в Иерусалиме поступали таким образом.

Но если присмотреться, то мы можем обнаружить более глубокие причины, толкнувшие Иисуса на этот решительный шаг.

Вопросы для размышления:

Было, по крайней мере, три причины, почему Иисус поступил так и почему в сердце Его был гнев.

Попробуйте вспомнить эти причины?

1. Он поступил так потому, что осквернялся дом Божий.

В Храме богослужение совершалось без всякого благоговения.

Почему богослужение без благоговения вызвало гнев Христа?

Богослужение без благоговения – это ужасная вещь; это формальное служение, проводимое как-нибудь. Это может быть богослужение, в котором нет никакого представления о святости Божией. Часто люди используют дар Божий для таких целей и таким образом, что совершенно забывают подлинное предназначение дома Божия.

Во дворах Божьего дома в Иерусалиме люди спорили о ценах, о монетах, оказавшихся истертыми и тонкими, стоял гул рыночной площади. Может быть, таких форм непочтительности и нет нынче в церквах, но есть иные формы непочтительного богослужения.

Сегодня распространено такое понятие, как духовный фаст-фуд - когда люди без отношения, без понимания, без глубины и как можно скорее хотят получить богатства Бога.

Как нам не допустить этого состояния в своей жизни?

2. Иисус действовал так, чтобы показать, что вся система жертвоприношения животных совершенно бессмысленна.

Пророки уже в течение многих веков говорили об этом.

"К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжением овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев и козлов не хочу. Не носите больше даров тщетных" (Ис. 1,11-13).

"С овцами своими и волами своими пойдут искать Господа, и не найдут Его" (Ос. 5,6).

"Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь" (Пс. 50,18).

Иисус поступил так, чтобы показать, что жертвоприношение животных не может исправить отношений человека с Богом.

Какая жертва приятна Богу?

Мы еще и сегодня не совсем освободились от этой тенденции. Мы, правда, не приносим в жертву Богу животных, но мы ставим наравне со служением Ему установку в церкви цветных окон-витражей или более звучного органа, щедрое украшение стен и приобретение новой мебели.

Нет, это все не нужно осуждать, вовсе нет, – часто это, слава Богу, милые пожертвования любящих сердец. Они благословенны, если они проявление истинной любви, но если все это подменяет подлинное богослужение и молитву – это больно ранит сердце Божие.

3. И есть еще одна причина такого поступка Иисуса.

В Евангелии от Марка есть маленькая заметка, которая отсутствует в остальных Евангелиях:

"дом Мой домом молитвы наречется для всех народов" (Мар. 11,17).

Храм состоял из ряда дворов, ведущих к Святому: сперва двор язычников, потом двор женщин, затем двор израильтян и наконец двор священников.

i

Вся купля-продажа происходила во дворе язычников, куда только и мог войти язычник, ибо дальше ему доступ был закрыт.

И вот, если Бог тронул сердце какого-нибудь язычника, он мог войти во двор язычников помолиться, подумать и приблизиться к Богу. Двор язычников был единственным местом, где он мог находиться.

Но меновщики и торговцы создавали во дворе язычников гам и шум, в котором человек не мог молиться. Мычание волов, блеяние овец, воркование голубей, крики торгующих; звон монет – все это делало двор язычников местом, где ни один человек не мог молиться.

Постановка дел, таким образом, исключала язычников из присутствия Бога. Вполне возможно, что именно это побудило действовать так Иисуса.

Только в Евангелии от Марка сохранилась эта маленькая фраза, которая значит так много. Иисуса до глубины души задело, что люди, искавши Бога, были исключены из Его присутствия.

А сейчас посидите в тишине и подумайте, какие у вас есть преграды, которые мешают вам общаться с Богом?

Может это старые обиды, страхи, недоверия, злость, разочарование, запреты, печали?

Обетование по теме:

Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон. (Ин.6:37)