Царский пир и царские гости
Евангелие от Луки 14:15-24
¹⁵ Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
¹⁶ Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, ¹⁷ и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово».
¹⁸ И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». ¹⁹ Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». ²⁰ Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти».
²¹ И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых».
²² И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место».
²³ Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
²⁴ Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».
Тема: Царский пир и царские гости
Основная мысль: Атмосфера в наших домах будет благословенной, когда живущие в них будут помнить, что они являются членами тела Христова для исполнения Божьих целей.
Комментарии и вопросы
Иудеи имели целый ряд повторяющихся традиционных представлений о том, что будет, когда Бог явится, непосредственно вмешается в ход истории человечества и настанут золотые времена нового века. Одно представление изображало картину мессианского пира. В тот день Бог устроит великий пир для своего избранного народа.
Человек, обратившийся к Иисусу, думал именно об этом пире. Когда Он говорил о счастье, которое испытывают гости, он думал только об иудеях, ибо нормальный правоверный иудей никогда себе и в мыслях не мог представить, чтобы язычники и грешники были бы приглашены на этот пир Божий. И поэтому Иисус рассказал им эту притчу.
Почему отказ гостей так разгневал Господина?
В Палестине человек, устраивавший пир, заблаговременно объявлял об этом, рассылал приглашения, но час пира не указывал. В назначенный час, когда все было готово, хозяин посылал слуг позвать гостей. Сначала принять приглашение, а потом отказаться прийти — значило нанести тяжелое оскорбление хозяину.
В притче под господином подразумевается Бог. Званые гости — иудеи. На протяжении всей своей истории иудеи мечтали о том дне, когда Бог непосредственно вторгнется в историю; но когда Он сделал это, они трагично отвергли Его приглашение. Нищие, приглашенные с улиц и переулков — мытари и грешники, радушно приветствовали Иисуса, чего никогда не делали правоверные иудеи. Люди, приглашенные по дорогам и изгородям, — это язычники, для которых еще было много места на пиру Божием. Как выразился один великий комментатор Библии «природа и благодать противодействуют пустоте»; посему, когда иудеи отвергли приглашение Бога и Его стол остался незанятым, Он послал приглашение язычникам.
Нет оправданий инквизиции
Но одно приглашение из этой притчи, к великому сожалению, одно время понимали и толковали неправильно. «Пойди скорее, — сказал, разгневавшись хозяин, — приведи сюда...» Когда-то Августин использовал это предложение для оправдания религиозных гонений. Его толковали как приказ принудительно обращать людей в христианство. Его использовали для оправдания инквизиции, для дыбы и тисков для пальцев, угрозы смерти и заключения, для походов против еретиков — для всего того, чего должно стыдиться христианство. Мы должны всегда читать этот текст с другим текстом — «любовь Христова объемлет нас» (2Кор 5:14). Царствие Божие побуждает лишь к одному — к любви.
Помимо того, что в этой притче ясно звучит угроза иудеям, отвергшим приглашение Бога, и чудесная слава грешникам, изгоям и язычникам, никогда и не мечтавшим, что они когда-то удостоятся ее, в ней также вечные и злободневные истины. В притче приглашенные гости посылают вместе с отказом свои отговорки, почти ничем не отличающиеся от отговорок, к которым люди прибегают и сегодня.
Почему так важно откликнуться на приглашение и прийти на пир? Что люди, описанные в этой истории, приобрели, а что потеряли?
1. Первый сказал, что он купил землю и ему нужно пойти посмотреть ее. Он ставил деловые нужды выше приглашений Бога. И в наше время люди бывают настолько заняты мирскими делами, что у них нет времени для богослужений и для молитвы.
2. Второй сослался на то, что он купил пять пар волов и испытать их; он поставил новинку и свой интерес выше зова Христа. Часто люди, приобретающие новое имущество, настолько уходят в материальное, что не находят времени для посещения богослужений. Есть люди, которые, купив автомобиль, говорили: «раньше мы ходили по субботам в церковь, а теперь мы уезжаем на весь день за город». Как просто мы отдаем новой игре, новому увлечению, даже новым друзьям время, которое принадлежит Богу.
3. Третий же кратко и решительно сказал: «Я женился, и не могу прийти». Один из удивительных и милосердных законов Ветхого Завета гласил: «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» (Втор 24:5). Вне всякого сомнения, отказываясь от приглашения, этот человек мысленно ссылался на этот закон. Весьма печально, когда добрые дела вытесняют призывы Божий. Дом человека — самое приятное место, но опасно пользоваться им эгоистически. Ведь именно люди, благоразумно живущие с Богом в сердце, благоразумно живут и в браке. Атмосфера в наших домах будет благословенной, когда живущие в них будут помнить, что они являются членами тела Христова для исполнения Божьих целей.
Обетование по теме
Матф.25:34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
Царский пир и царские гости
Евангелие от Луки 14:15-24
¹⁵ Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
¹⁶ Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, ¹⁷ и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово».
¹⁸ И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». ¹⁹ Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». ²⁰ Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти».
²¹ И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых».
²² И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место».
²³ Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
²⁴ Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».
Тема: Царский пир и царские гости
Основная мысль: Атмосфера в наших домах будет благословенной, когда живущие в них будут помнить, что они являются членами тела Христова для исполнения Божьих целей.
Комментарии и вопросы
Иудеи имели целый ряд повторяющихся традиционных представлений о том, что будет, когда Бог явится, непосредственно вмешается в ход истории человечества и настанут золотые времена нового века. Одно представление изображало картину мессианского пира. В тот день Бог устроит великий пир для своего избранного народа.
Человек, обратившийся к Иисусу, думал именно об этом пире. Когда Он говорил о счастье, которое испытывают гости, он думал только об иудеях, ибо нормальный правоверный иудей никогда себе и в мыслях не мог представить, чтобы язычники и грешники были бы приглашены на этот пир Божий. И поэтому Иисус рассказал им эту притчу.
Почему отказ гостей так разгневал Господина?
В Палестине человек, устраивавший пир, заблаговременно объявлял об этом, рассылал приглашения, но час пира не указывал. В назначенный час, когда все было готово, хозяин посылал слуг позвать гостей. Сначала принять приглашение, а потом отказаться прийти — значило нанести тяжелое оскорбление хозяину.
В притче под господином подразумевается Бог. Званые гости — иудеи. На протяжении всей своей истории иудеи мечтали о том дне, когда Бог непосредственно вторгнется в историю; но когда Он сделал это, они трагично отвергли Его приглашение. Нищие, приглашенные с улиц и переулков — мытари и грешники, радушно приветствовали Иисуса, чего никогда не делали правоверные иудеи. Люди, приглашенные по дорогам и изгородям, — это язычники, для которых еще было много места на пиру Божием. Как выразился один великий комментатор Библии «природа и благодать противодействуют пустоте»; посему, когда иудеи отвергли приглашение Бога и Его стол остался незанятым, Он послал приглашение язычникам.
Нет оправданий инквизиции
Но одно приглашение из этой притчи, к великому сожалению, одно время понимали и толковали неправильно. «Пойди скорее, — сказал, разгневавшись хозяин, — приведи сюда...» Когда-то Августин использовал это предложение для оправдания религиозных гонений. Его толковали как приказ принудительно обращать людей в христианство. Его использовали для оправдания инквизиции, для дыбы и тисков для пальцев, угрозы смерти и заключения, для походов против еретиков — для всего того, чего должно стыдиться христианство. Мы должны всегда читать этот текст с другим текстом — «любовь Христова объемлет нас» (2Кор 5:14). Царствие Божие побуждает лишь к одному — к любви.
Помимо того, что в этой притче ясно звучит угроза иудеям, отвергшим приглашение Бога, и чудесная слава грешникам, изгоям и язычникам, никогда и не мечтавшим, что они когда-то удостоятся ее, в ней также вечные и злободневные истины. В притче приглашенные гости посылают вместе с отказом свои отговорки, почти ничем не отличающиеся от отговорок, к которым люди прибегают и сегодня.
Почему так важно откликнуться на приглашение и прийти на пир? Что люди, описанные в этой истории, приобрели, а что потеряли?
1. Первый сказал, что он купил землю и ему нужно пойти посмотреть ее. Он ставил деловые нужды выше приглашений Бога. И в наше время люди бывают настолько заняты мирскими делами, что у них нет времени для богослужений и для молитвы.
2. Второй сослался на то, что он купил пять пар волов и испытать их; он поставил новинку и свой интерес выше зова Христа. Часто люди, приобретающие новое имущество, настолько уходят в материальное, что не находят времени для посещения богослужений. Есть люди, которые, купив автомобиль, говорили: «раньше мы ходили по субботам в церковь, а теперь мы уезжаем на весь день за город». Как просто мы отдаем новой игре, новому увлечению, даже новым друзьям время, которое принадлежит Богу.
3. Третий же кратко и решительно сказал: «Я женился, и не могу прийти». Один из удивительных и милосердных законов Ветхого Завета гласил: «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» (Втор 24:5). Вне всякого сомнения, отказываясь от приглашения, этот человек мысленно ссылался на этот закон. Весьма печально, когда добрые дела вытесняют призывы Божий. Дом человека — самое приятное место, но опасно пользоваться им эгоистически. Ведь именно люди, благоразумно живущие с Богом в сердце, благоразумно живут и в браке. Атмосфера в наших домах будет благословенной, когда живущие в них будут помнить, что они являются членами тела Христова для исполнения Божьих целей.
Обетование по теме
Матф.25:34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: