• Сб: 11:00

Блаженны нищие духом

Image

Евангелие от Матфея 5:3

³ Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Тема: Блаженны нищие духом
Основная мысль: Царствие Божие принадлежит нищим духом, потому что нищие духом осознали всю полную беспомощность без Бога и научились доверять и повиноваться Ему.

Комментарии и вопросы:

Высшее блаженство

Прежде чем приступить к подробному изучению каждого блаженства, необходимо отметить два общих пункта.

Что такое Блаженство?

1. Можно видеть, что все блаженства имеют одну и ту же форму. В блаженствах, в том виде, как они напечатаны в нашей Библии, нет глагола, а только краткое причастие. Почему? Иисус произносил эти слова не на греческом, а на арамейском языке, своего рода разговорном варианте древнееврейского языка того времени.

В арамейском и в древнееврейском есть очень похожее выражение, которое представляет собой восклицание со значением "О блаженство... (далее следует существительное в родительном падеже)". Это выражение (ашере на древнееврейском) типично для Ветхого Завета. Так, например, первый псалом начинается на древнееврейском языке так: "О блаженство человека, который не ходит на совет нечестивых" (Пс. 1,1). Вот в такой форме Иисус впервые говорил о блаженстве. Его слова – это не просто утверждение, это – восклицание: "О блаженство нищих духом!"

И это крайне важно, потому что из этого следует, что блаженства – не благочестивые надежды на то, что будет; не блестящие, но туманные пророчества некого будущего счастья; это – поздравление христиан с тем, что у них уже есть. Блаженство христиан – это не блаженство, отсроченное до какого-то будущего мира славы; это блаженство, данное им уже здесь и сейчас. Это не нечто такое, во что христианин еще вступит, это то, во что он уже вступил.

В свете этих блаженств невозможно представить себе, чтобы жизнь христианина была мрачной и унылой.

2. Слово блаженны, употребленное во всех блаженствах – особое слово. В греческом это макариос; слово, которым характеризуются прежде всего боги. Христианству присуща Божественная радость.

Словом макариос часто характеризуют затаенную радость, радость безмятежную, интимную, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни.

Христианское блаженство – это нечто совершенно интимное, внутреннее, не подверженное никакому влиянию извне. "Радости вашей, – сказал Иисус, – никто не отнимет у вас" (Иоан. 16,22).

Блаженство – это радость, которая пронизывает нас даже через страдания. Ее не могут ни затронуть, ни разрушить ни печаль, ни потеря, ни боль, ни страдания; эта радость сияет нам сквозь слезы и ее не могут отнять ни жизнь, ни смерть.

Почему мирская радость не может заменить христианское блаженство?

Мир может обрести радость, но он также может и потерять ее. Поворот в судьбе, болезнь, провал планов, чаяний, даже перемена погоды могут отнять те радости, которые может дать мир. Христианину же, ходящему с Христом и в Его присутствии, дана безмятежная и непреходящая радость.

Величие блаженств заключается в том, что это не тоскливые видения некоей будущей красоты, это даже не золотое обетование некоей будущей славы; это торжествующий возглас блаженства и бесконечной радости, которую ничто в мире отнять не может.

Блаженство нищих

Может показаться очень странным такое начало разговора о счастье: "Блаженны нищие духом". Слово нищие может иметь два значения.

В Библии употреблено слово птохос. В греческом есть два слова со значением нищий. Во-первых, это слово пенес. Пенес – это человек, который должен работать, чтобы прожить. Греки считали, что это слово характеризует человека, обеспечивающего себя своими руками.

Пенес – это трудящийся человек, у которого нет ничего лишнего; человек не богатый, но и не нуждающийся. Но, как мы видели, в Библии употреблено не слово пенес, а птохос, что означает полную и крайнюю нищету. Оно имеет общий корень со словом птоссейн, которое характеризует нищету, поставившую человека на колени.

Как мы уже сказали, человек пенес не имеет ничего лишнего, а человек птохос же вообще ничего не имеет. Блажен человек, впавший в полную и крайнюю нищету. Блажен человек, у которого нет ничего.

"Нищие" - значение на арамейском

Как мы также уже видели, все блаженства первоначально были высказаны не по-гречески, а на арамейском. А у иудеев было особое употребление слова нищий. На древнееврейском это «ани». Это слово претерпело в древнееврейском четырехкратное изменение.

1. Первоначально «ани» значили просто нищий. 2. Потом «ани» получили значение не имеет никакого влияния или силы, помощи или престижа, потому что нищий. 3. А потом значение угнетенный и притесняемый людьми, потому что нищий. 4. И, наконец, этим словом стали определять человека, который, не имея никаких земных благ, уповает полностью на Бога.

Таким образом, в древнееврейском слово нищий употреблялось для характеристики скромного и беспомощного человека, полностью доверившегося Богу. Именно в таком смысле употребляет это слово псалмопевец, когда говорит:

"Сей нищий воззвал – и Господь услышал и спас его от всех бед его" (Пс. 33,7).

В сущности, также справедливо, что такой нищий в псалмах – это дорогой Богу добродетельный человек.

"Ибо не навсегда забыт будет нищий" (Пс. 9,19).

Бог избавляет нищего (Пс. 34,10).

"По благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного" (Пс. 67,11).

"Да судит нищих народа" (Пс. 71,4).

"Бедного же извлекает из бедствия" (Пс. 106,41).

"Нищих его насыщу хлебом" (Пс. 131,15).

Во всех этих случаях нищий – это скромный, беспомощный человек всецело доверившийся Богу.

Нищий духом - итоговое значение

Теперь возьмем и сложим эти два значения: греческое и арамейское. «Птохос» характеризует совершенно неимущего человека, у которого нет ничего; «ани» характеризуют нищего, скромного и беспомощного человека, уповающего только на Бога. И потому «блаженны нищие духом» значит:

Блажен человек, осознавший свою абсолютную беспомощность и уповающий только на Бога.

Какие особенности отличают нищего духом?

В жизнь человека, осознавшего свою полную беспомощность и уверовавшего в Бога, входят две взаимосвязанные стороны:

1) Этот человек совершенно отрешается от материальных вещей, потому что он осознает, что они сами по себе не могут принести счастья;

2) и полностью привязывается к Богу, потому что осознал, что помощь, надежду и силу дать ему может только Бог.

Нищий духом – это человек, который осознал, что материальные вещи не значат ничего, а Бог – это все.

Является ли нищета добродетелью? Почему?

Ни в коем случае не следует думать, будто это блаженство возводит нищету в добродетель. Нищета – это не добродетель.

Иисус никогда не назвал бы блаженным состояние, когда люди живут в трущобах и испытывают недостаток в пище; когда разрушается здоровье человека, потому что, все действует против него.

Такую нищету христианское благовествование призвано устранить.

Блаженна же нищета духа, когда человек осознает, что у него полностью отсутствует все необходимое для жизни, и когда он находит помощь и силу в Боге.

Что такое Царство Небесное? 

Иисус говорит, что таким нищим принадлежит Царствие Небесное. Почему это так? Если возьмем две мольбы из Молитвы Господней и сопоставим их:

Да приидет Царствие Твое;

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

то поймем: Царствие Божие – это общество, в котором воля Божья также совершенно воплощена на земле, как на небе.

Кто может стать гражданином Царства Божия?

А это значит, что гражданином Царствия Божия может быть лишь тот, кто исполняет волю Божью; а волю Божью мы можем исполнять лишь тогда, когда осознаем полную нашу беспомощность, наше незнание и нашу неспособность совладать с жизнью и всецело доверимся Богу. Повиновение всегда основано на доверии.

Царствие Божие принадлежит нищим духом, потому что нищие духом осознали всю полную беспомощность без Бога и научились доверять и повиноваться Ему.

Таким образом, первое блаженство гласит:

"О блаженство человека, который осознал свою полную беспомощность и который полностью доверился Богу, потому что только так он может оказать Богу то абсолютное повиновение, которое сделает его гражданином Царствия Небесного!"

Обетование по теме:

⁷ Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Псалтирь 33:7

Блаженны нищие духом

Image

Евангелие от Матфея 5:3

³ Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Тема: Блаженны нищие духом
Основная мысль: Царствие Божие принадлежит нищим духом, потому что нищие духом осознали всю полную беспомощность без Бога и научились доверять и повиноваться Ему.

Комментарии и вопросы:

Высшее блаженство

Прежде чем приступить к подробному изучению каждого блаженства, необходимо отметить два общих пункта.

Что такое Блаженство?

1. Можно видеть, что все блаженства имеют одну и ту же форму. В блаженствах, в том виде, как они напечатаны в нашей Библии, нет глагола, а только краткое причастие. Почему? Иисус произносил эти слова не на греческом, а на арамейском языке, своего рода разговорном варианте древнееврейского языка того времени.

В арамейском и в древнееврейском есть очень похожее выражение, которое представляет собой восклицание со значением "О блаженство... (далее следует существительное в родительном падеже)". Это выражение (ашере на древнееврейском) типично для Ветхого Завета. Так, например, первый псалом начинается на древнееврейском языке так: "О блаженство человека, который не ходит на совет нечестивых" (Пс. 1,1). Вот в такой форме Иисус впервые говорил о блаженстве. Его слова – это не просто утверждение, это – восклицание: "О блаженство нищих духом!"

И это крайне важно, потому что из этого следует, что блаженства – не благочестивые надежды на то, что будет; не блестящие, но туманные пророчества некого будущего счастья; это – поздравление христиан с тем, что у них уже есть. Блаженство христиан – это не блаженство, отсроченное до какого-то будущего мира славы; это блаженство, данное им уже здесь и сейчас. Это не нечто такое, во что христианин еще вступит, это то, во что он уже вступил.

В свете этих блаженств невозможно представить себе, чтобы жизнь христианина была мрачной и унылой.

2. Слово блаженны, употребленное во всех блаженствах – особое слово. В греческом это макариос; слово, которым характеризуются прежде всего боги. Христианству присуща Божественная радость.

Словом макариос часто характеризуют затаенную радость, радость безмятежную, интимную, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни.

Христианское блаженство – это нечто совершенно интимное, внутреннее, не подверженное никакому влиянию извне. "Радости вашей, – сказал Иисус, – никто не отнимет у вас" (Иоан. 16,22).

Блаженство – это радость, которая пронизывает нас даже через страдания. Ее не могут ни затронуть, ни разрушить ни печаль, ни потеря, ни боль, ни страдания; эта радость сияет нам сквозь слезы и ее не могут отнять ни жизнь, ни смерть.

Почему мирская радость не может заменить христианское блаженство?

Мир может обрести радость, но он также может и потерять ее. Поворот в судьбе, болезнь, провал планов, чаяний, даже перемена погоды могут отнять те радости, которые может дать мир. Христианину же, ходящему с Христом и в Его присутствии, дана безмятежная и непреходящая радость.

Величие блаженств заключается в том, что это не тоскливые видения некоей будущей красоты, это даже не золотое обетование некоей будущей славы; это торжествующий возглас блаженства и бесконечной радости, которую ничто в мире отнять не может.

Блаженство нищих

Может показаться очень странным такое начало разговора о счастье: "Блаженны нищие духом". Слово нищие может иметь два значения.

В Библии употреблено слово птохос. В греческом есть два слова со значением нищий. Во-первых, это слово пенес. Пенес – это человек, который должен работать, чтобы прожить. Греки считали, что это слово характеризует человека, обеспечивающего себя своими руками.

Пенес – это трудящийся человек, у которого нет ничего лишнего; человек не богатый, но и не нуждающийся. Но, как мы видели, в Библии употреблено не слово пенес, а птохос, что означает полную и крайнюю нищету. Оно имеет общий корень со словом птоссейн, которое характеризует нищету, поставившую человека на колени.

Как мы уже сказали, человек пенес не имеет ничего лишнего, а человек птохос же вообще ничего не имеет. Блажен человек, впавший в полную и крайнюю нищету. Блажен человек, у которого нет ничего.

"Нищие" - значение на арамейском

Как мы также уже видели, все блаженства первоначально были высказаны не по-гречески, а на арамейском. А у иудеев было особое употребление слова нищий. На древнееврейском это «ани». Это слово претерпело в древнееврейском четырехкратное изменение.

1. Первоначально «ани» значили просто нищий. 2. Потом «ани» получили значение не имеет никакого влияния или силы, помощи или престижа, потому что нищий. 3. А потом значение угнетенный и притесняемый людьми, потому что нищий. 4. И, наконец, этим словом стали определять человека, который, не имея никаких земных благ, уповает полностью на Бога.

Таким образом, в древнееврейском слово нищий употреблялось для характеристики скромного и беспомощного человека, полностью доверившегося Богу. Именно в таком смысле употребляет это слово псалмопевец, когда говорит:

"Сей нищий воззвал – и Господь услышал и спас его от всех бед его" (Пс. 33,7).

В сущности, также справедливо, что такой нищий в псалмах – это дорогой Богу добродетельный человек.

"Ибо не навсегда забыт будет нищий" (Пс. 9,19).

Бог избавляет нищего (Пс. 34,10).

"По благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного" (Пс. 67,11).

"Да судит нищих народа" (Пс. 71,4).

"Бедного же извлекает из бедствия" (Пс. 106,41).

"Нищих его насыщу хлебом" (Пс. 131,15).

Во всех этих случаях нищий – это скромный, беспомощный человек всецело доверившийся Богу.

Нищий духом - итоговое значение

Теперь возьмем и сложим эти два значения: греческое и арамейское. «Птохос» характеризует совершенно неимущего человека, у которого нет ничего; «ани» характеризуют нищего, скромного и беспомощного человека, уповающего только на Бога. И потому «блаженны нищие духом» значит:

Блажен человек, осознавший свою абсолютную беспомощность и уповающий только на Бога.

Какие особенности отличают нищего духом?

В жизнь человека, осознавшего свою полную беспомощность и уверовавшего в Бога, входят две взаимосвязанные стороны:

1) Этот человек совершенно отрешается от материальных вещей, потому что он осознает, что они сами по себе не могут принести счастья;

2) и полностью привязывается к Богу, потому что осознал, что помощь, надежду и силу дать ему может только Бог.

Нищий духом – это человек, который осознал, что материальные вещи не значат ничего, а Бог – это все.

Является ли нищета добродетелью? Почему?

Ни в коем случае не следует думать, будто это блаженство возводит нищету в добродетель. Нищета – это не добродетель.

Иисус никогда не назвал бы блаженным состояние, когда люди живут в трущобах и испытывают недостаток в пище; когда разрушается здоровье человека, потому что, все действует против него.

Такую нищету христианское благовествование призвано устранить.

Блаженна же нищета духа, когда человек осознает, что у него полностью отсутствует все необходимое для жизни, и когда он находит помощь и силу в Боге.

Что такое Царство Небесное? 

Иисус говорит, что таким нищим принадлежит Царствие Небесное. Почему это так? Если возьмем две мольбы из Молитвы Господней и сопоставим их:

Да приидет Царствие Твое;

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

то поймем: Царствие Божие – это общество, в котором воля Божья также совершенно воплощена на земле, как на небе.

Кто может стать гражданином Царства Божия?

А это значит, что гражданином Царствия Божия может быть лишь тот, кто исполняет волю Божью; а волю Божью мы можем исполнять лишь тогда, когда осознаем полную нашу беспомощность, наше незнание и нашу неспособность совладать с жизнью и всецело доверимся Богу. Повиновение всегда основано на доверии.

Царствие Божие принадлежит нищим духом, потому что нищие духом осознали всю полную беспомощность без Бога и научились доверять и повиноваться Ему.

Таким образом, первое блаженство гласит:

"О блаженство человека, который осознал свою полную беспомощность и который полностью доверился Богу, потому что только так он может оказать Богу то абсолютное повиновение, которое сделает его гражданином Царствия Небесного!"

Обетование по теме:

⁷ Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Псалтирь 33:7