Милосердный Самарянин
Евангелие от Луки 10:25-37
²⁵ И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
²⁶ Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
²⁷ Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
²⁸ Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
²⁹ Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
³⁰ На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. ³¹ По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. ³² Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. ³³ Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился ³⁴ и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; ³⁵ а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
³⁶ Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
³⁷ Он сказал: оказавший ему милость.
Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Тема: Кто твой ближний?
Основная мысль: Сочувствие и сострадание, если они истинны, должны проявляться в делах.
Комментарии: В притче о добром Самарянине Иисус Христос не случайно описал определенные условия и действующих лиц. Все это имеет глубокое значение!
Во-первых, посмотрим на местность. Дорога из Иерусалима в Иерихон имела дурную славу и была очень опасной. Иерусалим расположен на высоте 600 метра над уровнем моря, а Мертвое море, около которого находится Иерихон, лежит на высоте 400 метров ниже уровня моря. Следовательно, на расстоянии около 32 километров дорога спускалась постепенно на 1000 метров.
Она извивалась по узким скалистым ущельям и изобиловала неожиданными извилинами, что делало ее раем для разбойников. Еще в V веке, как сообщает Иероним, эту дорогу все еще называли "Красной, или Кровавой дорогой". В своей притче Иисус описывал действительное положение дел на дороге из Иерусалима в Иерихон.
Как люди ведут себя в непредвиденной критической ситуации? Как нам принимать верные решения, чтобы поступать правильно?
Посмотрим на участвующих лиц притчи.
а) Первым является путник. Очевидно, это был опрометчивый и безрассудный человек. Люди редко отваживались в одиночку пускаться в дорогу из Иерусалима в Иерихон, имея при себе товары или ценные вещи. В поисках безопасности они собирались в группы, путешествовали с охраной или караванами. Упомянутый Иисусом путник должен был пенять лишь на себя за положение, в которое он попал.
б) Вторым является священник. Он спешно прошел мимо. Вне сомнения, он помнил, что всякий, кто притронется к мертвому, будет нечистым семь дней (Числ. 19,11). Он, конечно, не мог быть уверен, но предполагал, что человек мертв. Прикоснувшись к мертвому, он мог лишиться своей очереди служить в храме, и ему не хотелось рисковать этим. Он считал требования обряда выше норм милосердия. Храм и служба в храме значили для него больше, чем страдания человека.
в) Третьим видим левита. По-видимому, он сперва подошел ближе к лежавшему путнику, но потом прошел мимо. Бандиты часто применяли различного рода западни. Один из них притворялся раненым, и когда неосторожный путник наклонялся над ним, остальные набрасывались и одолевали его. Левит относился к людям, девизом которых является: "Безопасность – прежде всего". Он не стал бы рисковать собою, чтобы помочь кому-нибудь.
г) И, наконец, самарянин. Слушатели Иисуса явно ожидали, что теперь последует рассказ о злодее. По происхождению он не обязательно должен был быть самарянином. Иудеи не сообщались с самарянами, но этот, складывается впечатление, был путешествующим торговцем и был частым гостем в гостинице. В Ин. 8,48 иудеи называют Иисуса самарянином. Это прозвище часто употребляли для обозначения еретика и нарушителя закона предков. По-видимому, здесь идет речь о самарянине, то есть о человеке, которого презирали ортодоксальные порядочные люди.
О нем следует отметить две характерные черты:
1. Ему доверяли на слово! Содержатель гостиницы поверил ему. Может быть, он не отличался чистотой богословских взглядов, но он был честным человеком.
2. Лишь он был готов помочь. Каким бы он ни был еретиком по отношению к закону предков, но любовь к Богу была у него в сердце. Ведь не нова истина, что ортодоксальные верующие часто проявляют больше интереса к догме, нежели к оказанию реальной помощи, и что презираемый правоверными, истинно любит ближнего. В конце концов судить нас будут не по нашему вероисповеданию, а по жизни, которую мы ведем.
Если на чаше весов лежит религиозная чистота и помощь ближнему, в какую сторону нужно принимать решение? Есть ли здесь подводные камни?
Законник, задававший вопрос, задал его всерьез. Иисус спросил его, что же написано в законе, а потом сказал: "Как (ты) читаешь?" Строго ортодоксальные иудеи привязывали к запястьям маленькие кожаные коробочки, в которых носили определенные отрывки из Писаний.
То есть, Иисус сказал законнику:
«Посмотри на свои записи из Писания, которые ты носишь на твоем запястье, и получишь ответ на вопрос»
Иудей прочитал эти записи: «Люби Господа Бога твоего…» – это из Втор. 6, 4.
К этой цитате законник прибавил еще цитату из Лев. 19,18, повелевающую человеку возлюбить ближнего как самого себя; но, имея пристрастие к уточнениям, раввины искали определения к понятию "ближний"; и, в самом плохом и узком смысле они сводили понятие "ближний" к своим иудеям.
Так, например, некоторые объявляли нарушением закона оказать помощь язычнице в самое тяжелое для нее время, то есть во время родов, ибо, тем самым, способствуют появлению на свет белый еще одного язычника. Поэтому вопрос законника: "Кто мой ближний?" – был нормальным.
Ответ Иисуса затрагивает три момента:
1. Следует помогать человеку, даже если он сам навлек на себя беду, как это было с путником.
2. Человек любой национальности, находящийся в опасности – наш ближний. Наша любовь должна быть такой же необъятной, как и любовь Божия.
3. Помощь должна быть практической и не ограничиваться сочувствием. Конечно, и священник и левит испытывали чувство жалости к раненому путнику, но они ничего не предприняли.
Вывод: Господь Христос обличил иудея, в том что на его запястьях записаны две главные заповеди о любви, но они не записаны в его сердце. Бог сегодня призывает нас растворить в себе любовь к Богу и человеку, и проявлять эту любовь по отношению к нашим ближним!
Обетование по теме:
Иоан.13:35. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Милосердный Самарянин
Евангелие от Луки 10:25-37
²⁵ И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
²⁶ Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
²⁷ Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
²⁸ Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
²⁹ Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
³⁰ На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. ³¹ По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. ³² Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. ³³ Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился ³⁴ и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; ³⁵ а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
³⁶ Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
³⁷ Он сказал: оказавший ему милость.
Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Тема: Кто твой ближний?
Основная мысль: Сочувствие и сострадание, если они истинны, должны проявляться в делах.
Комментарии: В притче о добром Самарянине Иисус Христос не случайно описал определенные условия и действующих лиц. Все это имеет глубокое значение!
Во-первых, посмотрим на местность. Дорога из Иерусалима в Иерихон имела дурную славу и была очень опасной. Иерусалим расположен на высоте 600 метра над уровнем моря, а Мертвое море, около которого находится Иерихон, лежит на высоте 400 метров ниже уровня моря. Следовательно, на расстоянии около 32 километров дорога спускалась постепенно на 1000 метров.
Она извивалась по узким скалистым ущельям и изобиловала неожиданными извилинами, что делало ее раем для разбойников. Еще в V веке, как сообщает Иероним, эту дорогу все еще называли "Красной, или Кровавой дорогой". В своей притче Иисус описывал действительное положение дел на дороге из Иерусалима в Иерихон.
Как люди ведут себя в непредвиденной критической ситуации? Как нам принимать верные решения, чтобы поступать правильно?
Посмотрим на участвующих лиц притчи.
а) Первым является путник. Очевидно, это был опрометчивый и безрассудный человек. Люди редко отваживались в одиночку пускаться в дорогу из Иерусалима в Иерихон, имея при себе товары или ценные вещи. В поисках безопасности они собирались в группы, путешествовали с охраной или караванами. Упомянутый Иисусом путник должен был пенять лишь на себя за положение, в которое он попал.
б) Вторым является священник. Он спешно прошел мимо. Вне сомнения, он помнил, что всякий, кто притронется к мертвому, будет нечистым семь дней (Числ. 19,11). Он, конечно, не мог быть уверен, но предполагал, что человек мертв. Прикоснувшись к мертвому, он мог лишиться своей очереди служить в храме, и ему не хотелось рисковать этим. Он считал требования обряда выше норм милосердия. Храм и служба в храме значили для него больше, чем страдания человека.
в) Третьим видим левита. По-видимому, он сперва подошел ближе к лежавшему путнику, но потом прошел мимо. Бандиты часто применяли различного рода западни. Один из них притворялся раненым, и когда неосторожный путник наклонялся над ним, остальные набрасывались и одолевали его. Левит относился к людям, девизом которых является: "Безопасность – прежде всего". Он не стал бы рисковать собою, чтобы помочь кому-нибудь.
г) И, наконец, самарянин. Слушатели Иисуса явно ожидали, что теперь последует рассказ о злодее. По происхождению он не обязательно должен был быть самарянином. Иудеи не сообщались с самарянами, но этот, складывается впечатление, был путешествующим торговцем и был частым гостем в гостинице. В Ин. 8,48 иудеи называют Иисуса самарянином. Это прозвище часто употребляли для обозначения еретика и нарушителя закона предков. По-видимому, здесь идет речь о самарянине, то есть о человеке, которого презирали ортодоксальные порядочные люди.
О нем следует отметить две характерные черты:
1. Ему доверяли на слово! Содержатель гостиницы поверил ему. Может быть, он не отличался чистотой богословских взглядов, но он был честным человеком.
2. Лишь он был готов помочь. Каким бы он ни был еретиком по отношению к закону предков, но любовь к Богу была у него в сердце. Ведь не нова истина, что ортодоксальные верующие часто проявляют больше интереса к догме, нежели к оказанию реальной помощи, и что презираемый правоверными, истинно любит ближнего. В конце концов судить нас будут не по нашему вероисповеданию, а по жизни, которую мы ведем.
Если на чаше весов лежит религиозная чистота и помощь ближнему, в какую сторону нужно принимать решение? Есть ли здесь подводные камни?
Законник, задававший вопрос, задал его всерьез. Иисус спросил его, что же написано в законе, а потом сказал: "Как (ты) читаешь?" Строго ортодоксальные иудеи привязывали к запястьям маленькие кожаные коробочки, в которых носили определенные отрывки из Писаний.
То есть, Иисус сказал законнику:
«Посмотри на свои записи из Писания, которые ты носишь на твоем запястье, и получишь ответ на вопрос»
Иудей прочитал эти записи: «Люби Господа Бога твоего…» – это из Втор. 6, 4.
К этой цитате законник прибавил еще цитату из Лев. 19,18, повелевающую человеку возлюбить ближнего как самого себя; но, имея пристрастие к уточнениям, раввины искали определения к понятию "ближний"; и, в самом плохом и узком смысле они сводили понятие "ближний" к своим иудеям.
Так, например, некоторые объявляли нарушением закона оказать помощь язычнице в самое тяжелое для нее время, то есть во время родов, ибо, тем самым, способствуют появлению на свет белый еще одного язычника. Поэтому вопрос законника: "Кто мой ближний?" – был нормальным.
Ответ Иисуса затрагивает три момента:
1. Следует помогать человеку, даже если он сам навлек на себя беду, как это было с путником.
2. Человек любой национальности, находящийся в опасности – наш ближний. Наша любовь должна быть такой же необъятной, как и любовь Божия.
3. Помощь должна быть практической и не ограничиваться сочувствием. Конечно, и священник и левит испытывали чувство жалости к раненому путнику, но они ничего не предприняли.
Вывод: Господь Христос обличил иудея, в том что на его запястьях записаны две главные заповеди о любви, но они не записаны в его сердце. Бог сегодня призывает нас растворить в себе любовь к Богу и человеку, и проявлять эту любовь по отношению к нашим ближним!
Обетование по теме:
Иоан.13:35. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.