• Сб: 11:00

История Захарии, отца Иоанна Крестителя

Луки 1:5-25

⁵ Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. ⁶ Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. ⁷ У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
⁸ Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, ⁹ по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, ¹⁰ а всё множество народа молилось вне во время каждения, — ¹¹ тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. ¹² Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
¹³ Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ¹⁴ и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ¹⁵ ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; ¹⁶ и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; ¹⁷ и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
¹⁸ И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
¹⁹ Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; ²⁰ и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
²¹ Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. ²² Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
²³ А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. ²⁴ После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: ²⁵ так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

Тема: Матф.11:15. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Основная мысль:

Желающий слышать Бога и Слово Божие, услышит.

Текст для изучения: Лук. 1,5-25

Комментарий:

ОБЕТОВАННЫЙ СЫН (Лук. 1,5-25)

Захария был священником из чреды Авии. Каждый прямой потомок Аарона становился священником по наследству. Это означало, что для отправления нормальных служб было слишком много священников. Поэтому они были разделены на двадцать четыре чреды. Лишь на Пасху, на праздник Пятидесятницы и на праздник кущей служили все священники. В остальное время года каждая чреда служила два раза по одной неделе. Священники, любившие свое призвание, с нетерпением ожидали прихода этой недели службы: она была кульминационным моментом их жизни.

Священник мог жениться лишь на женщине с чисто иудейской родословной. Особенно похвально было иметь жену из рода Аарона, какой была Елисавета, жена Захарии.

Всего священников было около двадцати тысяч, и, следовательно, каждая чреда состояла приблизительно из тысячи священников. Внутри чреды обстоятельства распределялись по жребию. Утром и вечером каждого дня приносились жертвы от всего народа: жертва всесожжения – однолетний агнец без пятна и порока, вместе с хлебным приношением, состоящим из муки и елея, и жертвой возлияния, состоящей из вина. Перед утренней и вечерней жертвой возжигали фимиам на жертвеннике каждения, как благоухание, приятное Богу. Вполне возможно, что многие священники ни разу в жизни так и не удостоились чести принести жертву каждения; но уж если кому выпадал такой жребий, то этот день становился величайшим днем в жизни священника; о нем он мечтал, его он страстно ожидал. В тот день жребий выпал Захарии и он, несомненно, был потрясен до глубины души.

Но жизнь Захария и Елисаветы была трагична. Они были бездетны. Иудейские раввины говорили, что семь человек отлучаются от Бога, и список этот начинается так: "Иудей, у которого нет жены, или иудей, у которого есть жена, но нет дитяти". Бездетность была законной причиной для развода. И нет ничего удивительного в том, что Захария, может быть, даже в этот великий для него день думал о своем личном и семейном горе и молился об этом. И тогда ему явился Ангел Господень с сообщением, что, хотя он и потерял всякую надежду, но у него родится сын.

Фимиам возжигался и жертвы приносились в самом внутреннем дворе храма, во дворе священников. Пока приносились жертвы, народ заполнял соседний двор, двор израильтян. Священник, приносивший вечернюю жертву, имел почетную обязанность после каждения подойти к завесе, разделявшей оба двора, и благословить народ. Народ дивился тому, что Захария так долго задержался. Когда он вышел, он не мог говорить, и люди поняли, что он видел видение. Итак, безмолвный Захария, пораженный радостной вестью, закончил свой недельный черед и отправился домой; и сбылась весть Божия, и Елисавета возрадовалась, что зачала.

Здесь подчеркивается важная истина: в храме Божием пришла к Захарии весть Божия. Мы часто хотели бы получить весть от Бога. В пьесе Бернарда Шоу Святая Иоанна, Жанна д'Арк слышит голос Божий. Дофин был раздосадован. "О ваши голоса, голоса", сказал он, "почему эти голоса не приходят ко мне? Я король, а не вы". "Они приходят к вам", сказала Жанна д'Арк, "но вы не слышите их. Вы не сидели в поле вечером, прислушиваясь к ним. Когда звонят вечерние колокола, вы просто креститесь. Но если вы будете молиться от всего сердца и прислушиваться к звону колоколов и после того, как они перестали звенеть, вы услышите голоса так же, как и я". Жанна д'Арк воспользовалась данной ей возможностью услышать голос Божий. Захария находился в храме и также ждал голоса Божия. Глас Божий достигает тех, кто слушает его – как это делал Захария – в храме Божием.

Вопросы для размышления:

Почему мы не слышим Бога?

Чтобы услышать Бога нужно настроить свой «приёмник».

Мы не слышим, потому что грех и плоть отрезали нас от Бога.

Матф 13:14-17:

14. и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,

15. ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

17. ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

Христос соединил нас с Отцом в новом рождении. И в новом рождении мы можем слышать.

Но нужно настроить «приёмник» даже в духе на Божью волну Духа Святого. Волна духа Святого всё время меняется, всё время движется, как ветер:

Иоан.3:8. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Нужно настраиваться на волну Духа Святого каждый день. Днем и ночью, всё время быть готовыми слушать Его.

Зачем слушать Бога?

От слышания Бога укрепляется вера:

Рим.10:17. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

Как настроиться?

  • Чтение, молитва, вопросы Богу, желание получать ответы и т. д.
  • Люди Библии искали места и создавали обстановку, чтобы лучше сосредоточиться и слушали Бога:

Илия - верхняя комната

Иисус - гора Елеонская

Даниил открывал окно в сторону Иерусалима

Иоанн Креститель - в пустыне

Его отец Захария - в храме.

Пророк Елисей звал музыканта:

4Цар.3:15. теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея,

Давид псалмы сочинял.

  • Искать время, в какое лучше сосредоточиться:

Давид - встану рано Пс 56:8-9 ⁸ Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. ⁹ Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.

Пс 15:7-11 ночью Бог открылся Давиду и открыл ему, что воскресит его.

⁷ Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. ⁸ Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
⁹ Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ¹⁰ ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, ¹¹ Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

Как молиться, чтобы Бог ответил?

Аввакум 1:2-3 – Изложить, что тебя волнует.

² Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? ³ Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда, и поднимается раздор. 

Аввакум 12-13 – добавить обетования и что ты в них веришь.

¹² Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святой мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его. ¹³ Чистым очам Твоим несвойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, 

Аввакум 2:1-4 – во время стражи на башне, наверное ночью, пришел ответ: «праведный верою жив будет». Быть настроенным на волну Духа Святого, найти место и время, слушать, и ответ придет.

 ¹ На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне и что мне отвечать по жалобе моей?
² И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ³ ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. ⁴ Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.

Аввакум 3:17-19 – результатом слышания будет крепкая вера, несмотря на обстоятельства.

¹⁷ Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — ¹⁸ но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. ¹⁹ Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! 

Обетование по теме:

Иер.33:3. Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.