• Сб: 11:00

Любящий Отец

Image

Евангелие от Луки 15:11-32

¹¹ Еще сказал: у некоторого человека было два сына; ¹² и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. ¹³ По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

¹⁴ Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; ¹⁵ и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; ¹⁶ и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

¹⁷ Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; ¹⁸ встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою ¹⁹ и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». ²⁰ Встал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. ²¹ Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». ²² А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; ²³ и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ²⁴ Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.

²⁵ Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; ²⁶ и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» ²⁷ Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».

²⁸ Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. ²⁹ Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; ³⁰ а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».

³¹ Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, ³² а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».

Тема: Любящий Отец

Основная мысль: Пред лицом любви Божией мы можем лишь восхищаться, любить и восхвалять Его

Комментари и вопросы:

Почему эта притча актуальна для нас и сегодня?

Эта тема актуальна, потому что у человека есть плохая привычка – думать за других, придумывать Бога или вменять ему те качества, которые к Нему не относятся.

Эту притчу не без основания назвали величайшим рассказом всех времен и народов. По иудейскому закону отец не мог свободно распоряжаться своим имуществом. Старший сын получал две трети наследства, а младший — одну треть (Втор. 21, 17). Решение отца поделить свое имущество еще до своей смерти, если он собирался удалиться от руководства делами, не было необычным. Но требование младшего сына прямо-таки бессердечно. Он, в сущности, сказал: «Дай мне теперь ту часть имения, которую я все равно получу, когда ты умрешь, и позволь мне уйти». Отец не возражал. Он сознал, что лишь в нужде и лишениях его сын научится чему-то; и с горечью поддался требованию сына. Сын же взял свою долю имения и тотчас оставил отчий дом.

Но он быстро истратил свои деньги «там расточил имение свое, живя распутно». В другом переводе это звучит, как: «он жил не спасительной жизнью», т.е. жизнью, которая разрушает человека. И кончил он тем, что стал кормить свиней, то есть выполнял работу, которую иудей по закону не мог выполнять вовсе, так как закон проклинал всякого, кто пас свиней.

Итак, этот блудный сын решил вернуться домой и просить отца принять его назад, не как сына, а как раба, наемного слугу, поденщика. Обычный раб был, так сказать, членом семьи, а наемный слуга мог в любой день оказаться выброшенным: он не имел никаких прав в семье. Но вот блудный сын вернулся домой.

Остановимся здесь и посмотрим, какие же истины заключены в этой притче:

1. Ее не следовало бы назвать притчей о блудном сыне, ибо он не является ее героем, а притчей о любящем Отце, потому что в ней больше говорится о любви отца, нежели о грехе сына. Здесь опущены все греховные подробности и похождения сына, и возвышены деяния отца, любовь отца. Тем самым речь идет о том, что значение имеет любовь Бога, покрывающая.

2. «прешед в себя» - покаяние.

Что для вас покаяние?

Покаяние – изменение представления о себе, Боге, грехе, людях, мире. Покаяние – это изменение мировоззрения на самом глубоком уровне, на всех уровнях человеческого естества. Покаяние – это, когда открываются глаза.

Покаяние и понимание – это разные вещи и почему?

Покаяние – это дар Божий. Блудный сын мирился со своим поведением, оправдывал себя, договаривался со своей совестью (если представить, что пасешь не свиней, а овец, если есть рожки с майонезом, то ничего страшного). Он прекрасно понимал свое положение, но ничего в его жизни не менялось, пока его сердца не коснулась благодать Божья. Тогда все перевернулось в жизни младшего сына.

Иисус считал, что пока человек живет без Бога, он еще не пришел в себя, еще не обрел своего истинного «я», а обретает его лишь тогда, когда вновь находят дорогу в свой дом.

Что следует после покаяния?

3. «встану, пойду к отцу моему» - в переводе с греческого эта фраза звучит, как «воскресну», т.е. «начну новую жизнь». Следующим после покаяние последовало принятие решения. И решение это было – начать новую жизнь. Не продолжу жить старую. Это не возможно, потому что она разрушена. Начну заново. Человек не меняется, пока он сам этого не захочет. Блудный сын принял решение. Внутри была борьба чувств, образов и воспоминаний, но он делает решение и оно ведет его.

Как повел себя отец, когда увидел сына?

4. Отец падает в объятья сына, а не наоборот. Отец становится с сыном на один уровень
Иисус, не верил в абсолютную бесповоротную греховность человека. Он верил в то, что человек до тех пор полностью не нашел себя, пока он не обретет Бога (Пример с блудницей. Иисус не осудил ее, Он не стал над ней возвышаться)

5. Из нее мы узнаем многое о милосердии Божием. Отец терпеливо ожидал возвращения сына, потому что он увидел его, когда тот был еще далеко. Когда же сын вернулся, отец простил его, ни в чем не упрекая.

Отец его даже не позволил ему заговорить о найме на работу, прервал его и взял дело в свои руки. Одежда символизирует здесь почет и уважение, перстень — власть, потому что, если человек давал другому свое кольцо с печатью, он передавал ему права и полномочия, а обувь на ноги — символизирует, что ему доставлены все права сына, потому что дети семьи получали обувь, а слуги нет. И был устроен пир, чтобы все могли порадоваться возвращению блудного сына. Отец стал обращаться с сыном, как будто ничего и не было, как будто он и не покидал его. Чудо любви Божией в том, что Он так же обращается с нами.

Иногда прощение даруется как одолжение. Еще хуже, когда на словах прощают, но намеками и словами припоминают человеку его грех. Прощение Бога к человеку не было одолжением или пустыми словами. Прощение было совершено через Иисуса Христа, через смерть и пролитие крови.

Но притча на этом не кончается.

Появляется старший брат, глубоко огорченный фактом возвращения брата. Он символизирует всегда уверенных в своей правоте фарисеев, которые скорее предпочел бы увидеть грешника уничтоженным, нежели спасенным. Можно сказать несколько слов также и о старшем брате.

Как повел себя старший сын, когда услышал о появлении младшего?

1. Его поведение показывает, что он рассматривал годы послушания как выполнение неумолимого долга, а не служения любимому отцу.

2. Его поведение указывает на полное отсутствие сочувствия. По нем блудный сын не «мой брат», а «твой сын», и он был именно из тех уверенных в своей правоте людей, которые подставят ногу споткнувшемуся.

3. У него были скверные мысли. Никто до него и не упоминал о блудницах; вне сомнения, он обвинял брата своего в грехах, о которых и сам втайне мечтал.

И снова мы сталкиваемся с поразительной истиной: намного проще исповедаться Богу, чем людям; Бог намного милостивее в своих суждениях, чем многие правоверные люди, и Бог может простить и тогда, когда люди отказываются простить. Пред лицом такой любви Божией мы можем лишь восхищаться, любить и восхвалять Его.

Три потери:

1. Овца заблудилась просто по глупости. Она не думала, а многие люди не согрешили бы, если бы вовремя подумали.

2. Монета была утеряна, и в этом тоже не было ее вины.

3. Сын же умышленно сбился с пути истинного; он безжалостно отвернулся от своего отца.

ВЫВОД: Любовь Божия может простить человеку его глупые поступки, уступки соблазну и даже преднамеренный мятеж человеческого сердца. Пред лицом любви Божией мы можем лишь восхищаться, любить и восхвалять Его.

Не придумывайте Бога. Примите Его, как любящего, прощающего, заботливого, исцеляющего, направляющего и благословляющего Отца.

Какой вы сделали вывод, и какие решения вы приняли?

Обетование по теме:

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. 1 Ин. 3:1.

Любящий Отец

Image

Евангелие от Луки 15:11-32

¹¹ Еще сказал: у некоторого человека было два сына; ¹² и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. ¹³ По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

¹⁴ Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; ¹⁵ и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; ¹⁶ и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

¹⁷ Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; ¹⁸ встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою ¹⁹ и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». ²⁰ Встал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. ²¹ Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». ²² А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; ²³ и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ²⁴ Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.

²⁵ Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; ²⁶ и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» ²⁷ Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».

²⁸ Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. ²⁹ Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; ³⁰ а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».

³¹ Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, ³² а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».

Тема: Любящий Отец

Основная мысль: Пред лицом любви Божией мы можем лишь восхищаться, любить и восхвалять Его

Комментари и вопросы:

Почему эта притча актуальна для нас и сегодня?

Эта тема актуальна, потому что у человека есть плохая привычка – думать за других, придумывать Бога или вменять ему те качества, которые к Нему не относятся.

Эту притчу не без основания назвали величайшим рассказом всех времен и народов. По иудейскому закону отец не мог свободно распоряжаться своим имуществом. Старший сын получал две трети наследства, а младший — одну треть (Втор. 21, 17). Решение отца поделить свое имущество еще до своей смерти, если он собирался удалиться от руководства делами, не было необычным. Но требование младшего сына прямо-таки бессердечно. Он, в сущности, сказал: «Дай мне теперь ту часть имения, которую я все равно получу, когда ты умрешь, и позволь мне уйти». Отец не возражал. Он сознал, что лишь в нужде и лишениях его сын научится чему-то; и с горечью поддался требованию сына. Сын же взял свою долю имения и тотчас оставил отчий дом.

Но он быстро истратил свои деньги «там расточил имение свое, живя распутно». В другом переводе это звучит, как: «он жил не спасительной жизнью», т.е. жизнью, которая разрушает человека. И кончил он тем, что стал кормить свиней, то есть выполнял работу, которую иудей по закону не мог выполнять вовсе, так как закон проклинал всякого, кто пас свиней.

Итак, этот блудный сын решил вернуться домой и просить отца принять его назад, не как сына, а как раба, наемного слугу, поденщика. Обычный раб был, так сказать, членом семьи, а наемный слуга мог в любой день оказаться выброшенным: он не имел никаких прав в семье. Но вот блудный сын вернулся домой.

Остановимся здесь и посмотрим, какие же истины заключены в этой притче:

1. Ее не следовало бы назвать притчей о блудном сыне, ибо он не является ее героем, а притчей о любящем Отце, потому что в ней больше говорится о любви отца, нежели о грехе сына. Здесь опущены все греховные подробности и похождения сына, и возвышены деяния отца, любовь отца. Тем самым речь идет о том, что значение имеет любовь Бога, покрывающая.

2. «прешед в себя» - покаяние.

Что для вас покаяние?

Покаяние – изменение представления о себе, Боге, грехе, людях, мире. Покаяние – это изменение мировоззрения на самом глубоком уровне, на всех уровнях человеческого естества. Покаяние – это, когда открываются глаза.

Покаяние и понимание – это разные вещи и почему?

Покаяние – это дар Божий. Блудный сын мирился со своим поведением, оправдывал себя, договаривался со своей совестью (если представить, что пасешь не свиней, а овец, если есть рожки с майонезом, то ничего страшного). Он прекрасно понимал свое положение, но ничего в его жизни не менялось, пока его сердца не коснулась благодать Божья. Тогда все перевернулось в жизни младшего сына.

Иисус считал, что пока человек живет без Бога, он еще не пришел в себя, еще не обрел своего истинного «я», а обретает его лишь тогда, когда вновь находят дорогу в свой дом.

Что следует после покаяния?

3. «встану, пойду к отцу моему» - в переводе с греческого эта фраза звучит, как «воскресну», т.е. «начну новую жизнь». Следующим после покаяние последовало принятие решения. И решение это было – начать новую жизнь. Не продолжу жить старую. Это не возможно, потому что она разрушена. Начну заново. Человек не меняется, пока он сам этого не захочет. Блудный сын принял решение. Внутри была борьба чувств, образов и воспоминаний, но он делает решение и оно ведет его.

Как повел себя отец, когда увидел сына?

4. Отец падает в объятья сына, а не наоборот. Отец становится с сыном на один уровень
Иисус, не верил в абсолютную бесповоротную греховность человека. Он верил в то, что человек до тех пор полностью не нашел себя, пока он не обретет Бога (Пример с блудницей. Иисус не осудил ее, Он не стал над ней возвышаться)

5. Из нее мы узнаем многое о милосердии Божием. Отец терпеливо ожидал возвращения сына, потому что он увидел его, когда тот был еще далеко. Когда же сын вернулся, отец простил его, ни в чем не упрекая.

Отец его даже не позволил ему заговорить о найме на работу, прервал его и взял дело в свои руки. Одежда символизирует здесь почет и уважение, перстень — власть, потому что, если человек давал другому свое кольцо с печатью, он передавал ему права и полномочия, а обувь на ноги — символизирует, что ему доставлены все права сына, потому что дети семьи получали обувь, а слуги нет. И был устроен пир, чтобы все могли порадоваться возвращению блудного сына. Отец стал обращаться с сыном, как будто ничего и не было, как будто он и не покидал его. Чудо любви Божией в том, что Он так же обращается с нами.

Иногда прощение даруется как одолжение. Еще хуже, когда на словах прощают, но намеками и словами припоминают человеку его грех. Прощение Бога к человеку не было одолжением или пустыми словами. Прощение было совершено через Иисуса Христа, через смерть и пролитие крови.

Но притча на этом не кончается.

Появляется старший брат, глубоко огорченный фактом возвращения брата. Он символизирует всегда уверенных в своей правоте фарисеев, которые скорее предпочел бы увидеть грешника уничтоженным, нежели спасенным. Можно сказать несколько слов также и о старшем брате.

Как повел себя старший сын, когда услышал о появлении младшего?

1. Его поведение показывает, что он рассматривал годы послушания как выполнение неумолимого долга, а не служения любимому отцу.

2. Его поведение указывает на полное отсутствие сочувствия. По нем блудный сын не «мой брат», а «твой сын», и он был именно из тех уверенных в своей правоте людей, которые подставят ногу споткнувшемуся.

3. У него были скверные мысли. Никто до него и не упоминал о блудницах; вне сомнения, он обвинял брата своего в грехах, о которых и сам втайне мечтал.

И снова мы сталкиваемся с поразительной истиной: намного проще исповедаться Богу, чем людям; Бог намного милостивее в своих суждениях, чем многие правоверные люди, и Бог может простить и тогда, когда люди отказываются простить. Пред лицом такой любви Божией мы можем лишь восхищаться, любить и восхвалять Его.

Три потери:

1. Овца заблудилась просто по глупости. Она не думала, а многие люди не согрешили бы, если бы вовремя подумали.

2. Монета была утеряна, и в этом тоже не было ее вины.

3. Сын же умышленно сбился с пути истинного; он безжалостно отвернулся от своего отца.

ВЫВОД: Любовь Божия может простить человеку его глупые поступки, уступки соблазну и даже преднамеренный мятеж человеческого сердца. Пред лицом любви Божией мы можем лишь восхищаться, любить и восхвалять Его.

Не придумывайте Бога. Примите Его, как любящего, прощающего, заботливого, исцеляющего, направляющего и благословляющего Отца.

Какой вы сделали вывод, и какие решения вы приняли?

Обетование по теме:

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. 1 Ин. 3:1.